Версия для слабовидящих

Проведение мониторинга предприятий реального сектора экономики

image001

Проведение мониторинга предприятий реального сектора экономики.

 

Национальный Банк Республики Казахстан (далее — НБК) ежеквартально через территориальные филиалы проводит опрос руководителей предприятий для получения аналитической информации по деловому климату в реальном секторе экономики. Данные опросы направлены на выявление основных тенденций в конъюнктуре бизнеса: фактические значения и ожидания предприятий по изменению спроса на готовую продукцию предприятий, изменению цен на готовую продукцию, сырье и материалы, изменению потребности и доступности кредитных ресурсов для предприятий.

Основной целью мониторинга предприятий реального сектора экономики (далее — мониторинг)  является формирование оперативных оценок текущего состояния и ожидаемых изменений в краткосрочном периоде в развитии реального сектора экономики. На основе этих данных рассчитываются опережающие индикаторы, которые сигнализируют о возникновении негативных или позитивных процессов в отдельных отраслях реального сектора и в экономике в целом.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных анкетных опросов предприятий с использованием двух видов анкет: конъюнктурной и финансовой. Конъюнктурная анкета предназначена для получения информации от предприятий о спросе, ценах, объемах производства и запасов, по получению банковских услуг и степени удовлетворения ими, а также ожидания на будущие периоды. Финансовая анкета предназначена для получения данных, характеризующих финансовое положение, эффективность деятельности предприятий.

Выборка предприятий-участников мониторинга формируется филиалами НБК в зависимости от особенностей региона. Анкеты направляются участникам для заполнения, при необходимости данные анкет уточняются работниками ответственного подразделения филиалов, оказываются  консультации. Возможно совместное заполнение опросных анкет работником филиала и уполномоченным лицом на предприятии.

Далее, работниками филиалов осуществляется визуальный и программный логический контроль показателей анкет, проработка с предприятием обнаруженных ошибок, внесение показателей опросных анкет в базу данных. При этом, в целях улучшения репрезентативности выборки ведутся работы по дополнению и расширению списков предпрятий-участников.

Основными принципами функционирования и организации мониторинга являются:

1) добровольность участия предприятий;

2) обеспечение Национальным Банком и его региональными филиалами конфиденциальности информации, получаемой от конкретного предприятия;

3) простота опросных анкет с точки зрения однозначности понимания показателей и минимальное время, требуемое для их заполнения предприятиями;

4) оперативность проведения мониторинга предприятий как в отношении заполнения анкет и получения их от предприятий, так и в отношении обработки первичных данных, формирования аналитических материалов и представления их руководству Национального Банка.

Важно отметить что работа по мониторингу строится по принципу обратной связи. Предприятиям участникам по окончанию обработки полученной информации, рассылается аналитический материал, который позволяет предприятиям сравнить свою деятельность с деятельностью аналогичных предприятий в целом по Казахстану. При этом возвратная информация дает возможность предприятиям-участникам сопоставлять показатели со среднеотраслевым уровнем и динамикой  что, в конечном счете, будет способствовать определению конкурентной позиции, выявлению сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, возможности маневрирования трудовыми и материально-финансовыми ресурсами в целях обеспечения прибыльной работы и устойчивого финансового положения.

 

Султанали Уашев

Ведущий специалист – экономист

Жамбылского филиала

Национального Банка РК