Версия для слабовидящих

Путь политических реформ

Внесение поправок в Конституцию — это серьезный шаг.

Глава государства Нурсултан Назарбаев 1 февраля 2017 года специальным Обращением к народу Казахстана объявил о новой модели управления путем перераспределения полномочий между ветвями власти и предложил собственную модель управления, которая должна стать большим шагом в деле развития демократического общества. Новый взгляд управления страной начнется с внесением поправок в Основной закон страны — Конституцию Республики Казахстан. Если заглянуть в историю, то с момента принятия Конституции 30 августа1995 года в Основной закон поправки вносились трижды. Все они продиктованы временем и на тот момент считались необходимыми.

Так, в 1998 году внесены изменения в 19 статей. Они коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, снят возрастной предел для государственных служащих. Поправками 1998 года предусмотрено избрание 10 депутатов Мажилиса по партийному списку на основе пропорционального представительства. В то время это являлось демократической мерой, направленной на усиление принципов государственного строительства.

Поправки в Конституцию 2007 года сводились к переходу к пропорциональной избирательной системе, укреплению статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры согласования Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

Новые поправки также являются важными, так как на данный момент они определяют путь развития нашего государства. Внесение поправок в Конституцию — это серьезный шаг, который определяет коррективы не только в жизнедеятельность государства, но и всех его институтов управления. За 25 лет независимости развитие страны можно считать вполне успешным, и данный процесс обновления управления государством покажет всему миру приверженность нашей страны демократическим реформам, реальное стремление войти 30 развитых стран мира. Новая форма правления предполагает парламентско-президентскую модель, которая будет основана на балансе властных полномочий, а в случае возникновения коллизий между ветвями власти роль главного арбитра будет отведена Президенту. При определении международного рейтинга стран учитывается не только рейтинг Глобального индекса конкурентоспособности по экономическим, правовым, социально-культурным показателям, но и уровень развития политической системы. Таким образом, Казахстан может стать примером последовательного внедрения демократических норм для многих развивающихся стран. Известный имидж страны как страны мира и согласия может укрепить позиции на международной арене.

Гульнара КУШЕКОВА,

руководитель управления юстиции города Тараза